Московский комсомолец,
27 сентября 2023 г.
Россияне стали чаще жаловаться на навязанные банками допуслуги: как обнаружить
262 просмотра
Соотечественники стали чаще жаловаться регулятору на навязанные банками дополнительные услуги в договорах, заключённых год назад и ранее. Об этом сообщили в пресс-службе ЦБ РФ. Общее количество таких жалоб превысило 60%. Самые частые навязанные допуслуги — это различные страховки, консультации психологов, астрологов, юристов, ветеринаров... Почему несмотря на все усилия Банка России, проблема с навязанными при кредитовании допуслугами сохраняется, «МК» выяснил у экспертов.
Николай М., 36-летний инженер-монтажник, работающий в филиале крупной федеральной компании связи в Ижевске, два года назад оформил кредит в банке с ярко-голубым логотипом на 250 тыс. рублей. Операционист уговорил мужчину взять «комбинированную» страховку на 28 тыс. рублей, которую присовокупили к общей сумме кредита, пообещав, что при досрочном погашении банк ему обязательно вернет всю сумму. Для своего удобства кредит мужчина взял на три года, однако погасить его полностью смог за пять месяцев. Когда ижевчанин пришел требовать обратно деньги за неиспользованную страховку, то выяснилось, что в его «комбинированных» допуслугах только 1,7 тыс. рублей составляла страховка по кредиту, а остальные 26,3 тыс. рублей — это страхование для выезда за границу, причем только на год — сервис, который был заемщику совершенно не нужен. После долгих дискуссий в банке и в страховой компании ничего кроме 1,7 тыс. рублей мужчине вернуть не удалось.
«За первое полугодие этого года комиссионный доход российских кредитных организаций достиг 1,2 трлн рублей против 1 трлн рублей за тот же период 2022 года, — говорит руководитель аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий. — Это второй по значимости после процентного дохода источник прибыли банков». Понятно, что банки всеми силами борются за повышение комиссионных доходов, в том числе и навязыванием услуг, ненужных клиентам и вредных для их кошелька.
Согласно данным ЦБ РФ, за 2022 год граждане переплатили за навязанные услуги по страхованию в рамках кредитных правоотношений около 170 млрд рублей. «Размер стоимости навязанных услуг в отдельных случаях может составлять половину стоимости кредита, — говорит вице-президент Ассоциации юристов по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству Владимир Кузнецов. — Проблема продолжает сохраняться, потому что банки нередко ставят заемщиков в безвыходное положение: либо невыгодные условия по кредитной ставке, либо «выгодная» ставка при приобретении дополнительных услуг. То есть фактически прямого принуждения заемщика к приобретению услуг нет, но завуалированное давление присутствует».
Между тем, в России действуют нормы о сквозном «периоде охлаждения», в течение которого заемщик может отказаться от дополнительных услуг и вернуть деньги. Как напомнил ЦБ РФ, по новому закону с января 2024 года его длительность увеличится с 14 до 30 дней, а кредитор будет обязан предупредить заемщика о приобретенных допуслугах и возможности от них отказаться.
К сожалению, статистика по вопросам эффективности таких мер, как «период охлаждения», отсутствует, однако существуют примеры из практики, согласно которым отказ заемщика от дополнительных услуг влечет обращение к нему с требованием о взыскании «скидки» за навязанные услуги. На данном этапе, исходя из руководящей судебной практики, выходов из сложившейся ситуации мало: заемщик может согласиться на навязанные услуги для получения «скидки», отказавшись затем от этих услуг и отстаивать свою правоту в суде со ссылками на позиции Верховного суда, которые на стороне таких заемщиков, сообщил Кузнецов.
Правда, правозащитники утверждают, что при желании Банк России мог бы полностью ограничить одурманивающую наивных граждан практику. Как указал председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин, ЦБ не выступает с предложением запрета сопутствующих продаж, хотя такой законопроект был внесен по инициативе Роспотребнадзора в правительство и Госдуму, но после первого чтения он претерпел изменения: законодатели пошли навстречу банкам и оставили им возможности для дополнительной прибыли. «Какой-то пользы для потребителей эти виды допуслуг не несут, — говорит эксперт. — Так, по навязанным страховкам почти нет выплат. По этим полисам пострадавшим заемщикам возвращается всего 5 копеек с каждого собранного рубля!»
Но как обнаружить навязанные допуслуги? «Сегодня у каждого гражданина, берущего кредит, есть возможность посмотреть на список финансовых услуг, предлагаемых банком вместе с кредитом: они прописываются в графе 15 индивидуальных условий кредитного договора, и заемщик обязан за них расписаться», — отмечает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Плеханова Татьяна Белянчикова. Если что-то не было включено в данную графу и в расчет полной стоимости кредита, а плату начали взимать, то есть повод пожаловаться и в ЦБ, и в Роспотребнадзор.
Наталия ТРУШИНА
Вся пресса за 27 сентября 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 мая 2025 г.

|
|
Деловой Петербург, 30 мая 2025 г.
Новые риски — актуальные решения

|
|
Парламентская газета, 30 мая 2025 г.
Доходы фонда обязательного медстрахования в 2024 году составили почти 4 трлн рублей

|
|
Парламентская газета, 30 мая 2025 г.
Сенаторы предложили Минсельхозу расширить страхование продукции аквакультуры

|
|
Коммерсантъ, приложение, 30 мая 2025 г.
ДМС для каждого

|
29 мая 2025 г.

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
Финансирование медпомощи в регионах России выросло на 13,5%

|
|
РБК (RBC.ru), 29 мая 2025 г.
7,6 млн рублей выплатило «Согласие» за поврежденный камнепадом экскаватор

|
|
Новые Известия, 29 мая 2025 г.
Игорь Юргенс: «От дронов граждане страхуются в Москве, а не в приграничных регионах»

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
ЦБ планирует отменить трехлетнюю периодичность проверок поднадзорных организаций

|
|
Ведомости онлайн, 29 мая 2025 г.
Банк России изменит подход к планированию проверок участников рынка

|
|
Интерфакс, 29 мая 2025 г.
Банк России планирует отменить 3-летнюю периодичность проверок поднадзорных игроков

|
|
cbr.ru, 29 мая 2025 г.
Банк России меняет подходы к планированию проверок для участников рынка

|
|
Российская газета, 29 мая 2025 г.
Изобрели колесо

|
|
Финмаркет, 29 мая 2025 г.
Запуск льготных семейных накопительных программ укрепит бизнес страховщиков жизни и поможет решению трех госзадач - президент ВСС

|
|
Дейта, Владивосток, 29 мая 2025 г.
Названа сумма: автомошенничество бьет по кошельку россиян

|
|
Дейта, Владивосток, 29 мая 2025 г.
Страховщики вооружились против автоподставщиков

|
|
Вечерний Орел, 29 мая 2025 г.
Орловцы стали вдвое чаще жаловаться на страховщиков

|
|
ТАСС, 29 мая 2025 г.
Кабмин оценит исполнение госпрограмм и поможет в защите от некачественных медуслуг

|
 Остальные материалы за 29 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|